Урок литературы в 7 классе по теме Творчество М. ГОРЬКОГО (Жуков А.И)
Творчество М. Горького Ролевой анализ Цели: 1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне» 2. Постичь философию пьесы 3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры. Задачи: 1. Обсудить выделенные проблемы 2. В процессе ролевой игры попытаться глубже проникнуть во внутренний мир героев пьесы 3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли. Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический: - чтение по ролям; - беседа; - задания исследовательского характера. Оборудование: визитки с именами персонажей пьесы, тексты (можно использовать карточки с фрагментами диалогов из пьесы для иллюстрации обсуждаемых проблем). Ход урока: Дана тема рассчитана на 4 часа. На первых двух уроках обсуждаются персонажи пьесы и их взаимодействие. На 3-4 уроках – философия пьесы. Учащиеся заранее «распределяют» между собой героев произведения, каждый внимательно вычитывает и изучает свою роль, анализирует поведение персонажей, пытается смоделировать ответы на вопросы с точки зрения своего героя. Остальные ученики представляют экспертов. Они внимательно наблюдают за происходящим, оценивают ход игры и правильность ответов, принимают участие в обсуждении. В качестве домашнего задания ученикам было предложено обдумать данные тезисы и заполнить таблицу: Персонаж Свое мнение 1. Понятие чести и совести. Отношение к труду. 2. Человек!.. Звучит гордо? 3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?
Схема расположения парт в классе
Персонажи Эксперты
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ПРАВИЛА ИГРЫ. - Для того, чтобы понять пьесу, мы с вами посмотрим на нее как бы изнутри. Каждый из вас здесь и сейчас станет на время одним из героев драмы. Попытайтесь проникнуть в их внутренний мир, понять его, ответить на поставленные вопросы. Помните, вы говорите словами своих персонажей. Вы – не Андрей, Диана, Александр, вы – Сатин, Наташа, Лука. Если вы хорошо знаете свою пьесы и свою роль, это не составит вам труда. Остальные (обращается к экспертам) будут внимательно н6аблюдать. Вы – эксперты. Ваша задача – оценить на сколько глубоко они вжились в роль, а также правильность ответов. Вы имеете право участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Итак, приступим.
3. РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ. (Прежде чем начать обсуждение, учащиеся читают по ролям фрагменты диалогов, относящиеся к данным проблемам.) 1. Понятие чести и совести. Отношение к труду. Действие первое. От слов: «Сатин. Гибралтарр! Нет на свете людей лучше воров!» до слов: «Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь не выгодно иметь-то ее… И это – верно…» Так рассуждают обитатели ночлежки. Несмотря на свое положение, не разучились они еще думать, хотя уже от многого отказались. Собрались в ночлежке бывшие люди: бывший актер, потерявший свое имя, бывший дворянин, бывший мастеровой, бывший рабочий. Люди, стоявшие некогда на различных ступеньках общества. А теперь свела их судьба вместе. Они стали равны. Вопросы для обсуждения: Изменились ли здесь, в ночлежке, их нравственные понятия, такие, как ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ?
Как можно понимать высказывание Сатина, что «всякий человек хочет, чтобы его сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь ее»? Всегда ли нужно помнить о «чести – совести»? Что думаете вы по этому поводу? Сатин сказал «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» Многие обитатели ночлежки давно уже отказались от какой-либо реальной полезной работы. Чем обычно занимаются герои пьесы? (обращается к каждому герою) Всегда ли труд должен быть удовольствием? Жизнь в ночлежке как бы остановилась. Ничем не нарушается привычный ритм жизни: Актер возится, Сатин, Барон, Кривой Зоб, Татарин играют в карты, Бубнов с Медведевым в шашки, Настя читает, Клещ что-то чинит. Работа для многих потеряла какой-то смысл. 2. Человек!.. Это звучит гордо? Действие четвертое. От слов «Сатин. Когда я пьян… мне все нравится…» до слов «Сатин (смеясь). Вероятно… Человек рождается для лучшего! (кивая головой) Так…хорошо!»
Вопросы для обсуждения: Кто же такой ЧЕЛОВЕК в сатинском понимании? Кого ты, Сатин, считаешь настоящим человеком? Барон – ЧЕЛОВЕК? А остальные? Почему? Люди ли те, кто окружает Сатина? Все вы собрались в этой ночлежке, когда-то вы были людьми. Кто вам помешал оставаться ими? Сатин провозглашает абсолютную свободу. Человек – это ВСЕ. Человек свободен от ВСЕГО. А ВСЕ – это что: семья, работа, мораль, нравственность?.. Это ли настоящий ЧЕЛОВЕК? Согласны ли вы с сатинским пониманием сущности и предназначения ЧЕЛОВЕКА? Каким по-вашему, должен быть человек? 3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Действие четвертое. От слов «Сатин. Любопытный старикан…да!..» до слов «Сатин… Выпьем за его здоровье! Наливай…»
Вопросы для обсуждения: Зачем нужно жалеть человека?
Нуждается ли человек в жалости? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Что по этому поводу думают герои пьесы? Что по этому поводу думаете вы? Отвечая на эти вопросы, невозможно найти единственно правильный ответ. У каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав, как правы Лука и Сатин. Каждый человек вправе тот или иной путь, ту или иную точку зрения, как сделали это герои пьесы. Те, кто хотел уйти, - ушли своими способами, кто захотел остаться, - остался. И мы не имеем права осуждать их или обвинять в чем-либо. Главное – уметь понять.
4. Итоговые обсуждения результатов игры, выставление оценок. Домашнее задание: сочинение – размышление на тему: «Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
28 февраля 2013
комментарии: 2 |
Мне очень приглянулся данный пост