Урок литературы в 7 классе по теме Творчество М. ГОРЬКОГО (Жуков А.И)

Творчество М. Горького
Ролевой анализ
Цели: 1. Познакомить учащихся с пьесой М. Горького «На дне»
2. Постичь философию пьесы
3. Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи ролевой игры.
Задачи: 1. Обсудить выделенные проблемы
2. В процессе ролевой игры попытаться глубже проникнуть во внутренний мир героев пьесы
3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли.
Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический:
- чтение по ролям;
- беседа;
- задания исследовательского характера.
Оборудование: визитки с именами персонажей пьесы, тексты (можно использовать карточки с фрагментами диалогов из пьесы для иллюстрации обсуждаемых проблем).
Ход урока:
Дана тема рассчитана на 4 часа. На первых двух уроках обсуждаются персонажи пьесы и их взаимодействие. На 3-4 уроках – философия пьесы. Учащиеся заранее «распределяют» между собой героев произведения, каждый внимательно вычитывает и изучает свою роль, анализирует поведение персонажей, пытается смоделировать ответы на вопросы с точки зрения своего героя. Остальные ученики представляют экспертов. Они внимательно наблюдают за происходящим, оценивают ход игры и правильность ответов, принимают участие в обсуждении. В качестве домашнего задания ученикам было предложено обдумать данные тезисы и заполнить таблицу:
Персонаж Свое мнение
1. Понятие чести и совести. Отношение к труду.

2. Человек!.. Звучит гордо?

3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда?








Схема расположения парт в классе

Персонажи

Эксперты

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Для того, чтобы понять пьесу, мы с вами посмотрим на нее как бы изнутри. Каждый из вас здесь и сейчас станет на время одним из героев драмы. Попытайтесь проникнуть в их внутренний мир, понять его, ответить на поставленные вопросы. Помните, вы говорите словами своих персонажей. Вы – не Андрей, Диана, Александр, вы – Сатин, Наташа, Лука. Если вы хорошо знаете свою пьесы и свою роль, это не составит вам труда.
Остальные (обращается к экспертам) будут внимательно н6аблюдать. Вы – эксперты. Ваша задача – оценить на сколько глубоко они вжились в роль, а также правильность ответов. Вы имеете право участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Итак, приступим.

3. РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ.
(Прежде чем начать обсуждение, учащиеся читают по ролям фрагменты диалогов, относящиеся к данным проблемам.)
1. Понятие чести и совести. Отношение к труду. Действие первое. От слов: «Сатин. Гибралтарр! Нет на свете людей лучше воров!» до слов: «Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь не выгодно иметь-то ее… И это – верно…»
Так рассуждают обитатели ночлежки. Несмотря на свое положение, не разучились они еще думать, хотя уже от многого отказались. Собрались в ночлежке бывшие люди: бывший актер, потерявший свое имя, бывший дворянин, бывший мастеровой, бывший рабочий. Люди, стоявшие некогда на различных ступеньках общества. А теперь свела их судьба вместе. Они стали равны.
Вопросы для обсуждения:
Изменились ли здесь, в ночлежке, их нравственные понятия, такие, как ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ?



Как можно понимать высказывание Сатина, что «всякий человек хочет, чтобы его сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь ее»?
Всегда ли нужно помнить о «чести – совести»?
Что думаете вы по этому поводу?
Сатин сказал «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
Многие обитатели ночлежки давно уже отказались от какой-либо реальной полезной работы.
Чем обычно занимаются герои пьесы? (обращается к каждому герою)
Всегда ли труд должен быть удовольствием?
Жизнь в ночлежке как бы остановилась. Ничем не нарушается привычный ритм жизни: Актер возится, Сатин, Барон, Кривой Зоб, Татарин играют в карты, Бубнов с Медведевым в шашки, Настя читает, Клещ что-то чинит. Работа для многих потеряла какой-то смысл.
2. Человек!.. Это звучит гордо? Действие четвертое.
От слов «Сатин. Когда я пьян… мне все нравится…» до слов «Сатин (смеясь). Вероятно… Человек рождается для лучшего! (кивая головой) Так…хорошо!»

Вопросы для обсуждения:
Кто же такой ЧЕЛОВЕК в сатинском понимании?
Кого ты, Сатин, считаешь настоящим человеком?
Барон – ЧЕЛОВЕК? А остальные? Почему?
Люди ли те, кто окружает Сатина?
Все вы собрались в этой ночлежке, когда-то вы были людьми. Кто вам помешал оставаться ими?
Сатин провозглашает абсолютную свободу. Человек – это ВСЕ.
Человек свободен от ВСЕГО. А ВСЕ – это что: семья, работа, мораль, нравственность?.. Это ли настоящий ЧЕЛОВЕК?
Согласны ли вы с сатинским пониманием сущности и предназначения ЧЕЛОВЕКА?
Каким по-вашему, должен быть человек?
3. Нужно ли жалеть человека? Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Действие четвертое.
От слов «Сатин. Любопытный старикан…да!..» до слов «Сатин…
Выпьем за его здоровье! Наливай…»

Вопросы для обсуждения:
Зачем нужно жалеть человека?






Нуждается ли человек в жалости?
Что же лучше: сладкая ложь или горькая правда? Что по этому поводу думают герои пьесы?
Что по этому поводу думаете вы?
Отвечая на эти вопросы, невозможно найти единственно правильный ответ. У каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав, как правы Лука и Сатин. Каждый человек вправе тот или иной путь, ту или иную точку зрения, как сделали это герои пьесы. Те, кто хотел уйти, - ушли своими способами, кто захотел остаться, - остался. И мы не имеем права осуждать их или обвинять в чем-либо. Главное – уметь понять.

4. Итоговые обсуждения результатов игры, выставление оценок.
Домашнее задание: сочинение – размышление на тему: «Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».

28 февраля 2013

комментарии: 2


Комментарии: 2

Shayne | 27 января 2012 - 05:20

Мне очень приглянулся данный пост

Hiram | 27 января 2012 - 05:21

Довольно читаемая заметка

Добавить комментарий

Ваше имя:  
Ваш E-mail:



Запомнить Вас?