Урок – смотр знаний в 6 классе по теме «Имя прилагательное» (учитель русского языка и литературы Таратухина Н.Д)
Цель урока: Повторить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме: «Имя прилагательное», совершенствовать знания о художественных средствах языка, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Карточки, тесты, перфокарты, текст на доске, лист учета знаний учащихся, ответы тестов.
Ход работы. I. Организационный момент. Начнем урок с загадки. Отгадайте, что это за часть речи? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
- Да, верно, имя прилагательное, мы с вами закончили изучение этой интересной части речи. Очень занимательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, Красивая, любимая», Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. Чтобы все отличным стало, Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять.
II. Сообщение темы и целей урока.
Я думаю, вы настроились на урок, а сегодня не просто урок, а урок – смотр ваших знаний о прилагательном. Посмотрим, как вы усвоили эту часть речи, ее употребление, изменение, правописание и одновременно повторим и систематизируем ваши знания о прилагательном. У нас будет три команды, в конце урока, выясним, какая из них лучше знает имя прилагательное. На уроке присутствуют гости: завучи школ города и района, учителя школы, родители, учащиеся одиннадцатого класса, которые помогут мне при проверке ваших работ – карточек.
К доске по карточкам для разбора пойдут три человека (с разных команд) если выполнили садитесь.
III. Работа с текстом. (текст на доске, написанный на ватмане) 1) Восхищаясь стихом Пушкина, Белинский писал: « И что же это за стих!... все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармония языка и ритма…» 2) Беседа о прилагательном. - Какая часть речи выделена? - Назовите ее общее грамматическое значение. - - - - - - - - - - - - - - - морфологические признаки. - Прилагательные какого разряда здесь употреблены? - Какие еще разряды вы знаете? - Отличие качественных прилагательных от относительных? - Особенность притяжательных прилагательных? - Я хочу напомнить вам, что при употреблении в речи прилагательных их значения могут изменяться, например: лисья нора, лисья шапка, лисья хитрость. - Назвать начальную форму прилагательных. - Как изменяются краткие прилагательные. (Проверка карточек у доски, следующие три человека идут образуют краткую форму всех родов, а затем еще три человека – образование всех степеней сравнения). - Синтаксическая роль прилагательных.
(Назвать из текста те, которые являются определением, а затем те, которые являются сказуемым). 3) Роль прилагательных в речи. Представьте, если бы этот текст был без прилагательных. - Что он теряет? - Для чего же нужны прилагательные? (Они позволяют различать и оценивать предметы, выражать отношение к ним, они служат изобразительно-выразительным средствам, часто используются писателями при описании природы, обстановки помещения, характеристики героев, т.е. выполняют важнейшие функции в описательных текстах). Часто употребляются в пословицах, загадках. Отгадаем: а) Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий (арбуз) б) Носик стальной, а хвостик нитяной. (иголка с ниткой) в) Маленький, кругленький, за хвостик не поднять. (клубок) а) Серый, хищный, жадный. (волк) определить предмет б) Косой, трусливый, слабый. (заяц) в) Рыжая, хитрая, ловкая. (лиса)
а) Солнечный, веселый. (день) образность, яркость речи б) Серое, хмурое. (утро) в) Ясная, холодная. (погода)
- Как называется изобразительно-выразительные средства, которые помогли отгадать загадки (эпитеты, сравнения метафора) - Назовите их в тексте на доске. 4) К прилагательным можно подобрать антонимы, например: смелый – трусливый, умный – глупый, большой – маленький
Можно подобрать синонимы. (На доске вопросы – подберите синонимы) а) Как можно назвать смелого человека? (Отважный, героический, храбрый, бесстрашный) б) Какими словами можно определить умного человека? (Смекалистый, толковый, понятливый, смышленый)
в) Какими прилагательными можно назвать нашу огромную Родину? ( Обширная, громадная, бескрайняя, большая) Сейчас мы показали только малую роль прилагательных в речи. (Проверка работ у доски)
IV. Работа по карточкам. (Проверим, как вы усвоили все, что повторили) Подписали карандашом листы. 1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните их карандашом как члены предложения, озаглавьте текст, сделайте указанный морфологический, затем морфемный (по составу) и словообразовательный разбор. 2) Распределить прилагательные по их разрядам. (кто раньше сделал - у доски склоняют словосочетания прилагательного с существительным (карточки) Сдали карточки.
V. А теперь отдохнем немножко! Определим падеж словосочетания зеленый лист в стихотворении, которые я буду читать. (Кто быстрее определит падеж и поднимет руку). Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый (Им. п.) И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зеленого листа (Р.п.) Ветер нес его и нес, Бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес Шмыг – к зеленому листу (Д.п.) Лапой – хвать зеленый лист. (В.п.) Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым (Тв. п.) Над землей взметнулся снова, Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом Стих о том листе зеленом (Пр.п.)
VI. Повторим правописание прилагательных. - Когда у прилагательных пишется две буквы нн, а когда одно н? - Когда пишем суффиксы к, ск? - Когда пишется не с прилагательными раздельно, а когда слитно? - Когда в суффиксах прилагательных после шипящих и у пишем О, а когда Е? - Какие сложные прилагательные мы пишем через дефис, а когда слитно? (Проверка на доске карточек)
VII. Работа с перфокартой. По вариантам на повторенные правила (материал на карточках) Передали вперед по вариантам перфокарты. А теперь выполните по всему материалу тесты по вариантам (18 вопросов)
VIII. Тест (взаимопроверка с доски; никаких исправлений, оценку сами ставите, это из всех оценок более важная, а затем будет итоговая. Назвать основные способы образования прилагательных.
IX. Подобрать прилагательные с суффиксами 1р. – ист, 2рю. – лив, 3р. – чив.
Напористый заботливый настойчивый Задиристый удачливый сговорчивый Покладистый приветливый усидчивый Порывистый насмешливый доверчивый Игристый справедливый отходчивый
X. Занимательные вопросы (творческий диктант (ответить одним словом прилагательным) 1. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской) 2. Когда зрячий человек бывает слепым? (не грамотным) 3. Из какого полотна не сошьешь рубашки? (железнодорожного) 4. Какую воду и в решете можно носить? (мерзлую) 5. Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
6. На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое) 7. Из какой тарелки не пообедаешь? (пустой) 8. Какие четыре моря носят название цвета? (белое, черное, желтое, красное) 9. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным) 10. Какой год продолжается всего один день? (новый год) 11. В каких лесах не водится дичь? (в строительных) 12. Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)
XI. Подведение итогов. (Вывесить на доске результаты) Выясним, какая команда победила. 1. Сколько «5» в 1 команде, 2 команде, 3 команде - - - «4» - - - - - - «3» - - - - - - «2» - - - Запись на доске, подведение итогов. XII. Домашнее задание: творческая работа по желанию 1 уровень – придумать свои 2-3 загадки 2 уровень – работа с иллюстрациями, сочинение – миниатюра. 3 уровень – упражнение 317 (вид из окна)
19 октября 2011
комментарии: 70 |
Людям не нравится, когда с ними обращаются, как с ресурсом или как с безымянным, безликим потребителем «X», они хотят, чтобы их замечали и обращались с ними как с индивидуумами