Информация для родителей младших школьников Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст... соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению,подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.
Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у... ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания... Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна...
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности... Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность... желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми... Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия... С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие...
...Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятии... ...Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации... Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается... Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)...
...ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые, вслед за Л. С. Выготским, мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения) В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Пингвин Фреди Автор - д-р Даниэль Амен, психиатр-специалист в области СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивности).Перевод - СДВГ-мама. http://adhd-kids.narod.ru/articles/amen_penguin.html
Обращайте внимание на те качества, которые вам нравятся в ваших детях, больше, чем на те, что вам не нравятся. Вы себе не представляете, как это важно! Если вы будете обращать внимание только на то, что вам не нравится в ваших детях, они не будут любить себя, и вы не увидите у них хорошего поведения. Подумайте на мгновение о своей работе. Вы когда-нибудь работали у человека, который не обращал внимания на хорошо выполненную вами работу? Как вы себя чувствовали при таком начальнике? Было ли у вас желание ходить на работу? Ощущали ли вы, что вас ценят? Что вы нужны? Конечно, нет! Вы ненавидели работу! Точно так же и с детьми. Если вы не замечаете у них тех качеств, что вам нравятся, вы не увидите плодов своего труда.
Позвольте мне рассказать кое-что странное о себе. Я и сам не знаю, стесняться ли мне или гордиться этим. Я коллекционирую фигурки пингвинов, у меня в офисе стоит больше 300 пингвинов, а сегодня я получил еще трех от своего пациента. Несколько недель назад во время семейной консультации отец семейства рассмотрел коллекцию пингвинов и спросил: "Доктор Амен, скажите мне, чем взрослый человек, коллекционирующий пингвинов, сможет нам помочь?" Чтобы сохранить свой авторитет, я решил рассказать ему следующую историю.
Однажды, когда я жил на Гавайях, я решил повести своего сына Антона в "Морской парк", где проходили выступления обитателей моря. Пингвин по имени Фреди выполнял потрясающие трюки. Он прыгал с семиметровой вышки, подбрасывал носом мяч и даже прыгал через огненный обруч. Под конец дрессировщица попросила его принести ей какой-то предмет, и Фреди выполнил ее просьбу, а я подумал: когда я прошу своего сына принести мне что-то, мы спорим минут двадцать, и он все равно мне ее не приносит. После выступления я подошел к дрессировщице и спросил ее, как ей удается добиться того, что Фреди делает все, чего она просит. Дрессировщица взглянула на меня и моего сына, а затем сказала: "Это не как родители. Каждый раз, когда Фреди делает что-то похожее на то, что я его просила, я проявляю к нему внимание! Я обнимаю его и даю ему рыбу!"
И тогда в моей голове загорелась лампочка: всякий раз, когда мой сын Антон делал то, что я его просил, я не обращал на это внимания. Но когда он не выполнял мою просьбу, то получал от меня максимум внимания, потому что я не хотел вырастить плохого ребенка. Без злого умысла я воспитывал в нем маленького монстра! С той поры я коллекционирую пингвинов. Для меня это способ напомнить себе, что надо проявлять больше внимания к хорошим качествам людей, чем к их недостаткам.
Скажите мне, как Фреди повел бы себя, если, предположим, из-за плохого настроения он не принес бы своей дрессировщице то, что она просила? Что бы произошло, если бы она сказала ему, как родители иногда говорят своим детям: "Уму непостижимо, что ты не смог этого сделать! В жизни не видела пингвина глупее тебя! Тебя нужно отправить в Антарктику к остальным тупицам!" Как Фреди отреагировал бы на это? Он бы пошел рыдать в уголке или укусил бы дрессировщицу за палец! Именно это происходит с нашими детьми, когда мы критикуем их или не обращаем на них внимания и принимаем как должное их хорошие поступки.
Если вы хотите вырастить ребенка с положительными ценностями, он должен чувствовать себя положительным внутри. Это похоже на программу, зачастую именно вы управляете результатами того, что сами запрограммировали. Достаньте себе пингвина, который будет напоминать вам: надо замечать то, что вам нравится в вашем ребенке (а может, даже в вашем супруге), больше, чем то, что вам не нравится в нем. Если я как психолог могу помочь людям обращать внимание на качества, которые они любят друг в друге и в самих себе, больше, чем на те, что им не нравятся в себе и других, - это начало исцеления: так они начинают выздоравливать, исчезает депрессия, снижается тревожность и т.д. Обращайте внимание на то, что вы любите.
Полезная информация: существует сайт Форума для родителей детей с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивности) - http://www.offtop.ru/adhdkids/v5_468187__.php. Теперь есть возможность пообщаться с родителями и психологами, получить поддержку и советы о разных методиках лечения.
14 сентября 2016
комментарии: 2 |
Несколько лет назад каждый пятнадцатый американец начинал свою трудовую деятельность, обжаривая Биг-Маки